Что такое кодирование и программирование BMW?
Кодирование и программирование позволяют сократить количество аппаратных версий ЭБУ, предоставляя средства электронной записи прошивок на чистый или использованный модуль управления.
Как производитель автомобилей, распространяемых по всему миру, фирма BMW должна производить несколько вариантов версий ЭБУ, чтобы удовлетворить различные требования из-за:
- правил конкретной страны эксплуатации
- списка установленных на автомобиль опций
- конфигурации двигателя
До того, как кодирование и программирование стали доступны в дилерских сервисах, этот процесс выполнялся только на заводе производителя. Заводское программирующее оборудование загружало базовую прошивку в пустой модуль управления. Базовая прошивка была общей для всех автомобильных рынков. Затем прошивались дополнительные специальные данные для страны-эксплуатации и варианты модуля управления для конкретных автомобилей.
По мере увеличения количества установленных в автомобиле ЭБУ, росло и количество их модификаций, необходимых для продажи запасных частей. Это привело к огромным запасам аналогичного оборудования, которое отличалось лишь закодированной прошивкой.
Кодирование и программирование — решение этой проблемы, позволяющее уменьшить количества запасных частей и затрат. Преимущества кодирования и программирования в дилерских сервисах:
- возможно обновление программного обеспечения (перекодирование и сервисные мероприятия).
- более низкие затраты на запасные части и их запасы.
- добавление новых опций в уже существующий автомобиль (например, DWA).
- меньшее количество версий ЭБУ.
- тонкие регулировки работы различных агрегатов (например, коррекция СО двигателя).
Существует несколько различных методов, используемых для предоставления рабочих инструкций модулю управления. Способы зависят от автомобиля, года выпуска и типа ЭБУ:
- вариантное кодирование DME.
- кодирование памяти автомобиля и ключа.
- программирование EPROM DME.
- кодирование центрального ключа (ZCS).
- программирование флэш-памяти DME.
Где хранятся прошивки в модуле управления?
Одно из различий между персональным компьютером и ЭБУ автомобиля заключается в том, что компьютер хранит данные на жестком диске, а модуль управления использует либо EPROM, либо EEPROM, в зависимости от системы.
EPROM (электрически программируемая постоянная память) - представляет собой съемную микросхему с несколькими штырьками разъема, которые подключаются к печатной плате модуля управления. Такую микросхему нельзя перепрограммировать. Для смены прошивки ЭБУ потребуется удалалить из печатной платы старую микросхему и установить новую пустую.
EEPROM (электрически стираемое программируемое постоянное запоминающее устройство) - представляет собой впаянную в печатную плату микросхему, которая не снимается с модуля управления. Как следует из их названия, EEPROM можно электрически стереть и перепрограммировать, не разбирая модуль управления. Это называется "Flash Programming".
Что такое кодирование BMW?
С помощью кодирования можно выбрать определённый набор инструкций, которые уже заранее запрограммированы в ЭБУ. Когда кодируемый модуль заказывается как запасная часть, в нём уже присутствуют все программы, необходимые для любой версии автомобиля.
Программы хранятся в EPROM как «резидентные данные». В процессе кодирования в модуле управления активируется один набор инструкций (например, версия для США, с лямбда зондом и т. д.). Кодирование используется для большинства модулей управления в автомобиле.
Существует несколько видов кодирования:
- Вариантное кодирование.
- Кодирование ZCS.
- Кодировочный код.
- Кодирование памяти автомобиля и ключа.
Что такое Вариантное кодирование?
Код варианта представляет собой 4-значный шестнадцатеричный код, активирующий определенные функции модуля управления, требуемые рынком эксплуатации автомобиля. Код варианта сохраняется в модуле управления после его кодирования.
Вариантное кодирование через DIS/MoDiC/GT1 применимо ко всем модулям управления двигателя DME M1.X (например, M1.3, M1.7, M1.7.2 и т. д.). Модули управления DME M1.x являются единственными модулями управления DME, которые можно кодировать по-разному.
Если сказать проще, то в каждом ЭБУ DME 1.X уже прошиты все инструкции и возможные режимы работы для любого двигателя. Вариантный код просто активирует или деактивирует нужные инструкции (режимы работы), например: лямбда-зонд, вентиляцию топливного бака и.т.д.
DIS/MoDiC/GT1 позволяет:
- закодировать новый незакодированный модуль управления.
- перекодировать ранее закодированный модуль управления (до 7 раз).
Код варианта вводится в модуль управления одним из следующих способов:
- использование существующего кода неисправного модуля управления DME (если возможна диагностическая связь).
- ввод кода варианта вручную.
Во время компьютерной диагностики двигателей, с системой управления Bosch DME 1.X требуется проверить правильность закодированного вариантного кода. Неправильно закодированный DME создаст необычные и трудно диагностируемые проблемы.
Четырехзначная структура кода варианта представляет собой шестнадцатеричный код из двух слов. Каждый шестнадцатеричный символ предоставляет конкретную информацию о кодировании модуля управления.
Преднамеренное неправильное кодирование DME не даст никаких преимуществ в производительности и вполне может привести к повреждению двигателя. DISLauncher умеет расчитывать и пересчитывать вариантные коды.
Что такое Кодирующий код?
Coding Code (Code Number) - некий аналог вариантного кода, но если вариантный код используется только в ЭБУ двигателей, то кодирующий код используется кузовными модулями. Использовался как временная замена ZCS, пока тот находился в разработке, с октября 1990 по сентябрь 1991 на кузовах BMW E34 и E32. Применялся только к кодировке DWA, EDC III и IHKR 2/3.
Кодирующий код представляет собой одну цифру. Как и при вариантном кодировании, в MoDiC вводится однозначный код. Затем MoDiC загружает правильные данные кодирования в модуль управления на основе одной цифры.
Кодирование кодирующего кода возможно только с помощью BMW MoDiC или BMW Service-test Sun 2013!!!
Наряду с VIN на этикетке напечатан кодирующий номер установленного ЭБУ, расположенной на нижней стороне крышки блока с предохранителями.
Что такое Центральный кодирующий ключ (ZCS)?
Центральный кодирующий ключ — это уникальный 37-значный код, который содержит всю информацию о модели и установленном оборудовании автомобиля. Код ZCS для конкретного автомобиля создается на заводе, исходя из индивидуальной комплектации и версии автомобиля. Кодирующее оборудование на заводе дублирует ZCS и после сборки кодирует установленные в автомобиле модули управления.
Код ZCS хранится в одном или двух модулях (в зависимости от автомобиля), и извлекается программным обеспечением DIS/MoDiC/GT1 всякий раз, когда необходимо кодирование других модулей управления.
Процесс кодирования модулей, кодируемых ZCS, происходит путем выбора или активации карт данных, уже содержащихся в модуле управления. Модули управления имеют EPROM, в котором предварительно запрограммированы «резидентные данные». Информации (данных) больше, чем необходимо для работы модуля управления. Эти данные готовы к активации, как только ключ будет доступен для «разблокировки» программы. ZCS называется ключом, потому что он разблокирует определенный набор инструкций нового модуля управления или перекодирует используемый модуль управления.
Перед кодированием модуля управления, DIS проверяет соответствие сохраненного кода ZCS, данных кодирования и версии модуля управления. Если они отличаются друг от друга, DIS определит новый «Центральный код».
Использование центрального кодирующего ключа началось с появления E31 в 1990 году.
ZCS состоит из 37 цифр и разделен на 3 сегмента. Сегменты представляют конкретную информацию об автомобиле. Каждый сегмент заканчивается «контрольной суммой». Контрольная сумма — это число или буква, используемая программным обеспечением для кодирования для обнаружения неприемлемых или неправдоподобных кодов.
Сегменты ZCS:
GM = основные характеристики
9 цифр GM описывают:
- страну эусплуатации.
- тип кузова.
- тип автомобиля (E38, E46 и т. д.).
- кузовное оборудование.
- базовый язык.
SA = специальное оборудование
17 цифр SA описывают:
- наличие омывателя фар.
- наличие сигнализации (DWA).
- наличие электростеклоподъемников.
- оснащение автомобиля.
- наличие люка на крыше.
- наличие ксеноновых фар.
- и.т.д.
VN = номер версии
11 цифр VN описывают:
- Все данные, относящиеся к кодированию, которые не относятся к основным функциям (GM) или специальному оборудованию (SA). Например: данные, зависящие от года выпуска модели, версии программного и аппаратного обеспечения, инструкции по кодированию и.т.д.
Первоначально код ZCS также содержал четвертую строку под названием AM = Drive Management. Этот 11-значный код должен был содержать информацию, относящуюся к модулям управления двигателя. AM никогда не использовался и был удален из ZCS на раннем этапе проектирования.
Где хранится ZCS?
Основная копия ZCS хранится в автомобиле в электронном виде, чтобы обеспечить программное обеспечение для кодирования источником для поиска. Код ZCS хранится в комбинации приборов или EKM и дополнительно в модуле EWS на автомобилях, выпущенных с 1/95. При кодировании модуля управления, кодируемого ZCS, MoDiC/DIS/GT1 автоматически ищут сохраненное местоположение на основе VIN и идентификационной информации автомобиля.
Этикетка, напечатанная с кодом ZCS, использовалась в качестве резервной копии электронной версии, хранящейся в модулях управления. Эта резервная копия была необходима, в частности, для автомобилей, в которых ZCS хранился только в одном модуле управления. Маркировка ZCS была удалена со всех автомобилей, кроме 318ti и Z3, с конца марта 1998 года. У 318ti и Z3 метки были удалены с сентября 1998 года, когда комбинации приборов были связаны с диагностикой.
Что такое программирование BMW?
Программирование полностью отличается от кодирования. Новые программируемые ЭБУ содержат идентификационную информацию, но не имеют заранее записанных инструкций.
Во время операции программирования, соответствующие специфические данных (например, карты зажигания, карты подачи топлива, точки переключения и т. д.) записываются электронным способом в EPROM «базового блока управления».
Существует два типа базовых модулей управления: программируемые и программируемые с флэш-памятью. Программируемые ЭБУ могут иметь инструкции записанные в EPROM только один раз. Если набор данных необходимо изменить, EPROM следует удалить из модуля и заменить новым пустым.
EEPROM модулей управления с флэш-памятью, впаяны в печатную плату и не являются съемными. Однако их можно многократно электронно стирать и перезаписывать до 14 раз.
Что такое программирование DME с EPROM?
Программирование DME используется для преобразования «базового блока управления» в «запрограммированный блок управления» путем записи инструкций в пустую EPROM. Программирование также используется для обновления существующей программы DME путем написания дополнительных инструкций, дополняющих существующее программное обеспечение. Программирование используется на вариантах DME Bosch M3.X:
- M3.3 - 740i/iL (E32 & E38), 540i, 530i,it, 840Ci
- M3.1 - 325i, is and 525i, with M50 engines up to 8/92
- M3.3.1 - 325i,is, 525i,it, from 9/92 and the M3
В незапрограммированном базовом состоянии EPROM содержит только «резидентные данные». Резидентные данные обеспечивают идентификацию модуля управления/EPROM для MoDiC/DIS/GT1 перед непосредственно программированием. При программировании EPROM заполняется требуемыми картами характеристик момента зажигания и впрыска, константами ЭБУ, идентификационными данными и т. д.
Необходимость в программировании блока управления возникает при:
- компаниях отзыва или обновлении прошивки до более свежей версии.
- установки в автомобиль нового базового блока управления.
- замене EPROM в существующем ЭБУ.
Внимание!!!
Новая микросхема EPROM обязательно должна содержать базовые «резидентные данные». Невозможно запрограммировать EPROM без базовых данных. Именно по этому новую EPROM нужно заказывать по номеру запчасти, а не просто похожу с AliExpress. DIS попросту не запрограммирует её.
Что такое обновление прошивки DME с EPROM?
Программным обновлением называются меры по обслуживанию клиентов. Существующая программа в EPROM просто дополняется новыми данными. Объём свободного места в EPROM всегда больше, чем объём занимаемой первичной прошивки. Именно в эту зарезирвированную, но не используемую, секцию EPROM можно записать новые данные обновления.
Из-за ограниченного свободного места, зарезирвированного в EPROM, обновление программы можно выполнить лишь один раз. DIS отобразит соответствующее уведомление, если EPROM уже обновлялась когда либо. Обновления и новые версии прошивок DME поступают с обновлёнными версиями DIS.
Некоторые более крупные обновления имеют слишком много изменений, чтобы поместиться в зарезирвированную часть EPROM. Обновление с таким количеством изменений требует замены EPROM на базовую и дальнейшую процедуру перепрограммирования.
Что такое программирование DME с флэш-паматью EEPROM?
Процедура программирования DME с флэш-паматью аналогична программированию EPROM, за исключением в отсутствии необходимости извлекать микросхему, так как EEPROM впаяны в печатную плату DME.
При подключении к диагностическому разъему, DIS/MoDiC/GT1 использует загруженное программное обеспечение для связи с модулем управления двигателем или коробкой передач, чтобы установить «санкционированное разблокированное соединение» с модулем управления. Эта связь известна как «отношение начального числа/ключа» и используется только в целях программирования. Связь устанавливается следующим образом:
- DIS/MoDiC/GT1 инициирует связь, запрашивая «исходные» данные от модуля управления.
- Модуль управления отвечает отправкой начального значения на DIS/MoDiC/GT1.
- На основе полученного начального числа DIS/MoDiC/GT1 генерирует «ключевые» данные и отправляет их обратно в модуль управления.
- Затем модуль управления сравнивает полученные «ключевые» данные с ранее сохраненным значением. Если они идентичны, модуль управления «разблокируется» при подготовке к программированию и отправит подтверждение на DIS/MoDiC для продолжения. Если данные «ключа» неверны, модуль управления прервет связь, предотвращая «несанкционированную разблокировку» в качестве меры безопасности.
- Затем модуль управления позволяет DIS/MoDiC/GT1 стереть определенные области EEPROM, чтобы освободить место для данных обновления или программирования прошивки с нуля, когда в транспортное средство устанавливается новый базовый модуль.