Документация по отключению лямбда-зонда, безлямбдовым прошивкам и чипам на BMW, опция без катализатора
Каждый мой клиент, у которого я диагностирую неисправность и необходимость замены лямбда-зонда, спрашивает про безлямбдовые прошивки. "Я слышал начинает лучше ехать и меньше жрать". При этом обычно речь идёт не об оригинальной безлямбдовой прошивке BMW, не о индивидуальной настройки двигателя на диностенде специалистом в этой области, а о продающихся за копейки тюнинг чипах от гаражных мастеров.
Пример диалога:
— Почему Вы купили именно БНВ?
— Ну... рулится не плохо...
— Рулится? На китайской лысой резине?
— Нууу... двигатели не плохие...
— Значит хорошие двигатели?
— Да, хороший компромисс между мощностью в 150 л.с. и расходом топлива в 25 литров...
— То есть вы купили БНВ потому что инженеры, проектировщики и дизайнеры этой компании делают хорошие автомобили?
— ДА.
— Тогда зачем пытаться оспаривать технические решения этих умных людей и самостоятельно что-то дорабатывать или исправлять поломки напильником?
— Эм...
— А кондиционер у машины работает?
— Да, только заправить надо.
— Зачем покупать машину и переплачивать за опции, которыми невозможно воспользоваться? Можно было купить ВАЗ, в котором всего этого нет с завода.
— Дохуя умный шоль? А пилоток как цеплять?
— В таком случае пилотки потекут только в летнюю жару.
...
В компании BMW работает огромная команда талантливых людей. Они на порядок умнее наших гаражных мастеров. От своих двигателей они добились компромисса между мощностью, расходом топлива и ресурсом работы. Они заботятся о будущем, по этому соблюдают ЕВРО экологические стандарты. Автомобили BMW с бензиновым двигателем, а после и дизельным, оснащаются лямбда-зондом, катализатором и вентиляцией топливного бака через сжигание паров, а не выпуска их в атмосферу. Эти дорогостоящие узлы влияют на цену готового автомобиля, но позволят нашим детям дышать без противогаза.
Но в 90-х годах существовали страны, в которых были менее жёсткие нормы на экологичность автомобильных выхлопов. Например, страны Персидского залива, опция L822A. В них можно было заказать автомобиль BMW без лямбда-зонда, катализатора и вентиляции топливного бака — опция S199A. Цена готового автомобиля снижалась на цену этих дорогостоящих узлов.
Cразу надо развенчать миф: "У меня вырезан катализатор, а значит и лямбда-зонд уже не нужен". С одной стороны лямбда-зонд нужнен для эффективной работы катализатора в нейтрализации ОГ. Но даже при отсутствии каталитического нейтрализатора, лямбда-зонд продолжает постоянно адаптировать двигатель (топливную смесь) к окружающей среде, износу и не серьёзным поломкам самого двигателя. Зачем убирать из двигателя собственный газоанализатор?
Так же надо отметить, что почти у любой прошивки ЭБУ DME (за исключением MS40.0) с лямбда-зондом, есть безлямбдовый режим работы. Читаем. То есть, для перевода двигателя на режим работы без лямбда зонда, достаточно отсоединить фишку с датчика (сэмитировать неисправность лямбда-зонда). Полностью исправный двигатель не станет от этого работать хуже, он ведь исправен и ему не требуются коррекции топливной смеси со стороны лямбда-зонда. Если после отключения лямбда-зонда двигатель работает как говно — значит он и есть говно, а лямбда-зонд хоть как нибудь позволяет ему ещё работать.
Зачем тогда нужна безлямбдовая прошивка, если можно просто отсоединить фишку?
Читаем. Без лямбда-зонда у двигателя нет возможности самостоятельно адаптироваться к изменениям в окружающей среде. А у любых старых двигателей существуют износы, который влияет на смесеобразование. Без лямбда-зонда придётся раз в пол года, а может и чаще, подключать машину к газоанализатору и настраивать коррекцию по смесеобразованию с помощью DIS. Без этой ручной адаптации, со временем двигатель начнёт работать всё хуже и хуже.
Безлямбдовая прошивка позволяет только сохранить выставленную коррекцию в памяти DME. На прошивке DME с лямбда-зондом, даже с отсоединённой фишкой датчика, попытка сохранить коррекцию закончится ошибкой. По сути это единственное отличие прошивок с/без лямбда-зонда.
Оригинальная безлямбдовая прошивка
Отключение лямбда-зонда приносит владельцу BMW только больше хлопот, нежели просто заменить нерабочий датчик. И неважно на сколько он дорогой. Тут нет понятия: "Установить белямбдовую прошивку — значит навсегда забыть о лямбда-зонде и кататься дальше".
После кодирования или программирования безлямбдовой прошивки в DME требуется:
- Со стороны двигателя заглушить трубку вентиляции топливного бака.
- Со стороны топливного бака вывести трубку вентиляции в атмосферу.
- Установить на фишку клапана вентиляции топливного бака резистор под номером 13901734469. Чтобы DME отключило вентиляцию топливного бака и не меняло смесь на время процесса вентиляции бака. Да, DME компенсирует в топливо-воздушной смеси лишние пары топлива, которые поступают в пускной коллектор во время процесса вентиляции топливного бака, с помощью снижения времени открытия форсунок.
- Подключить к выхлопной трубе газоанализатор и откорректировать смесеобразование двигателя по уровню СО.
В зависимости от двигателя, коррекция смеси выставляется и сохраняется в DME с помощью DIS, либо с помощью вращения переменного резистора в корпусе ДМРВ.
Теперь двигатель может нормально работать без лямбда-зонда, но теряется возможность в будущем диагностировать различные неисправности двигателя на основе показаний датчика кислорода.
Безлямбдовая прошивка от гаражных тюнеров
Заводя разговор о безлямбдовой прошивке, обычно подразумевают именно этот способ отключения лямбда-зонда. Гаражный мастер позиционирует себя в 100 раз умнее всей команды BMW, по этому обещает: полное отключение лямбда-зонда, экономию топлива, более отзывчивую педаль газа, повышенную динамику, более лёгкий запуск двигателя и прочее. Внимательный человек заметит, что в этот перечень обещаний попадает большинство возможных проблем с двигателем, чтобы охватить максимальное количество заинтересованных людей.
Тоже самое обещают и производители автомобильных присадок: "Залей нашу жижу и все твои проблемы с автомобилем, и в личной жизни, исчезнут". Но человек никогда не согласится с фактом что его кинули, обманули и он потратил деньги на бесполезную хуетень. Нет, ведь тогда он будет считаться лохом. Человек начнёт искать глубокий смысл и найдёт его: "Гренка не может стоить 8 долларов, а croûton — может". По этому можно найти множество положительных отзывов: "Расход упал, динамика улучшилась, заводится лучше, советую. Но делать объективные замеры я не буду, я же не лох".
Эти чипы настолько крутые, что вам даже не потребуется глушить вентиляцию топливного бака и корректировать СО. Всё настроено специально под износ СРАЗУ ВСЕХ двигателей BMW. Только вот DME постоянно будет жаловаться на эту супер прошивку и просить вернуть оригинальную, но гаражному мастеру ведь виднее. Он на столько крут, что у него нет времени, а скорее всего знаний, это исправлять. Да и зачем, клиенты и так почувствуют приход...
В этих чипах невозможно сохранить коррекцию СО с помощью DIS, всегда будет отображаться программная ошибка DME. Так же эти чипы не используют выставленное значение коррекции CO из переменного резистора в ДМРВ. Адаптация двигателя к не серьёзным неисправностям и окружающей среде в этих чипах отсутствует, а значит стабильная работа двигателя — это просто везение.